Вполне справедливо, если для этого вам придется затратить дополнительное время. Как бы то ни было, но для организации время руководителя всегда более ценно, чем время его подчиненного. Поэтому абсолютно нормально (и это опять же обязательно будет отмечено руководителем), если для экономии 10 минут начальственного времени вы полчаса поразмышляете над формулировками и нарисуете наглядный график. Попутная польза — это позволит вам самим гораздо лучше разобраться в вопросе, отсечь все лишнее и, возможно, даже придумать пару оригинальных ходов!

Со временем, благодаря тренировкам, ваша речь сильно улучшится. Она станет содержательней, уйдут слова и междометия-паразиты. Вы уже без подготовки сможете гораздо четче и понятней излагать свои мысли. Мой собственный опыт показывает, что сильно улучшается и качество самого мышления. То же, кстати, относится и к письменным документам (это касается не только последнего совета, но и первых двух).

Между прочим, для получения полноценной обратной связи о качестве ваших сообщений стоит прибегнуть к услугам сослуживца из другого отдела или вообще постороннего человека не из вашей компании (из собственного отдела хуже, поскольку такой человек в любом случае знает существо ваших проблем и вопросов гораздо лучше вашего руководителя или сотрудника другого отдела). Если вы уложитесь в две минуты и вопросов по существу у вашего слушателя не возникнет, значит, вы готовы к эффективной коммуникации. Чем с большим количеством людей вы обсудите, «обкатаете» свой текст, тем лучше. Естественно, во всем необходимо знать меру.

Этот прием («обкатка текстов») активно применяется профессионалами для всех видов коммуникаций. Для презентаций, выступлений, деловых писем и т.д. Как вы думаете, сколько людей прочитало мою книгу (и высказало мне свои замечания!) перед тем, как она пошла в печать?

Вполне логичной, в свете рекомендации говорить со своим руководителем «кратко» и «четко», выглядит тактика, очень часто применяемая менеджерами на практике. Настолько часто, что в процессе написания этих строк я не смог припомнить случая, когда мне не пришлось бы бороться с этим поведенческим стереотипом у своего нового сотрудника. Стереотип простой, в примитивной форме его можно сформулировать как «подальше от начальства, поближе к кухне». Оправдывается такое поведение тем, что подчиненный как бы экономит начальнику время и заботится о его физическом (тому не надо задерживаться из-за меня на работе или жертвовать чаепитием со сладкими булочками) и психическом (от стресса, от стресса уберег!) здоровье.

Очевидно, что такое поведение абсолютно неконструктивно. «Продвинутый» член Ближнего Круга понимает, что, если он будет вести себя таким образом, это будет не что иное, как попытка уйти от ответственности за свои действия, попытка «замолчать» проблемы вместо того, чтобы пытаться (пусть совместно с руководителем) их решить. Необходимо понимать, что руководителю важно не отсутствие стрессовой информации, а отсутствие неопределенности. То есть информацию необходимо подавать кратко и четко, «не растекаясь по древу», но при этом принципиальные моменты, о которых должен знать руководитель, не должны замалчиваться и тем более искажаться.

Поэтому задача подчиненного — снять эту напряженность от неизвестности. Для этого необходимо кратко и четко информировать своего начальника о том, как обстоят дела. Причем делать это так, чтобы у него не оставалось сомнений в вашей искренности и в достоверности предоставляемых ему сведений. Предвижу, как многие усмехнулись, прочитав последнюю фразу. Что ж, улыбнусь вместе с вами. Ведь для человека так естественно считать себя умнее всех, считать себя самым хитрым. Один из первых уроков, которые преподал мне бизнес, состоял в том, что я далеко не самый хитрый человек на свете. И что любая хитрость рано или поздно становится глупостью. С тех пор я никогда не пытаюсь хитрить ни с подчиненными, ни с партнерами и коллегами. Для человека, который ориентируется на длительное сотрудничество, нет никакого резона хитрить. И, скажу вам по секрету, очень многие руководители стали начальниками не потому, что очень умные или очень профессиональные, а потому, что лучше других умеют чувствовать ложь (недомолвки, «слегка» неточное отражение реальных фактов, «легкие» перестановки в отчетах и т.д.) и опасности различного рода. Именно руководители — самые тревожные и самые чувствительные существа нашего времени. Помните это всегда. Если вы задумали какую-то хитрую комбинацию или интригу (к сожалению, руководители, которые этого заслуживают, еще не редкость в наших бетонных джунглях) и прикинули время, через которое она раскроется, то смело сокращайте его как минимум вдвое. Иначе рискуете нарваться на ответную комбинацию.

Но вернемся к «плодотворному сотрудничеству». Чтобы сделать ваше взаимодействие с шефом, который предпочитает купольные дома, более плодотворным, сэкономить его время и снять его «страх перед неизвестностью», вам придется следовать и такому совету: