Проблема «разумного управления» актуальна и постоянно притягивает к себе внимание людей. Управление как наука занимается изучением и совершенствованием принципов, структур, методов и техники управления. Функции управления очень многогранны.

Важнейшими этапами в организации управленческого процесса принято считать организацию производства, планирование (программирование, прогнозирование, моделирование), контроль и мотивацию. Несколько тезисов-советов, надеемся, будут кстати для людей осваивающих роль руководителя.

  • Начните с себя. Вы мотор коллектива, пример для остальных работников, должны нести заряд бодрости и позитива, готовы принимать ответственные решения в любой момент, думаете о выгоде всего коллектива, принцип ЧТМ (что тут для меня) меняете на ЧТН (что тут для нас).
  • Берегите время и берегитесь времени. Распределите время оптимально (расписание дня, списки дел по значимости, «закладки» в телефоне и др. формы организации времени). Не старайтесь объять необъятное, доверяйте выполнение мелких задач подчинённым, сконцентрируйтесь на стратегических задачах проекта, т.к. прогнозирование — «искусство генералов» (от греческого strategos).
  • Положение лидера в коллективе определяет и черты личности, такие, как: дисциплинированность, тактичность (даже дипломатичность — не унижайте подчиненных, не критикуйте их прилюдно), объективность оценки результатов подчиненных, равное отношение и внимание ко всем (в том числе к их идеям и предложениям), выдержанность, коммуникативность, стремление к созданию «команды», идущей к чётко обозначенной и мотивированной цели. Стимулируйте качественное выполнения работы — поощряйте достойных (лучше это делать публично).
  • Разумно тратьте деньги. «Копейка рубль бережёт», — гласит русская пословица, чётко и аккуратно ведите учёт доходов и расходов, «берегите копейку», но не уподобляйтесь Плюшкину, позаботьтесь о достойном лице компании, следите за оплатой счетов, не копите долги.
  • Стремитесь в управлении к наиболее приемлемой структуре в соответствии со стратегией развития компании, реализацией её планов. Ставьте разумные цели, при этом качество должно быть превыше всего. Старайтесь укладываться в сроки и никогда не обещайте того, что сделать не сможете. Разделите дела на большие и малые, первоочередные и «могущие подождать», скучные, но обязательные, интересные и необходимые и поддерживайте равновесие в их выполнении в соответствии с деятельностью компании или целями проекта.
  • Позаботьтесь о материально-техническом обеспечении деятельности компании, работы над проектом: обновляйте технологии, оборудование, следите за научными исследованиями и инновациями в соответствующей отрасли, сфере деятельности.
  • Помните: компания успешна, если ваши клиенты довольны. Успешную работу с клиентами обеспечивает многофункциональная и разнообразная по форме служба информации и система обратной связи, индивидуальный подход к клиентам и партнёрам, работа с клиентами по принципам честности и доверительности. Дорожите старыми клиентами, не гонитесь за числом новых, но будьте всегда открыты к сотрудничеству.
  • Будьте готовы верно и быстро реагировать на внешние или внутренние изменения в деятельности компании, реализации проекта, колебания рынка, заранее приготовьте резервные планы для благоприятных и неблагоприятных условий. Помните: лбом стену не прошибёшь, ищите новые оптимальные, и даже компромиссные решения, рационально распределяя свои силы и ресурсы.
  • Чётко обозначенная цель определяет пути её достижения. Решите: к чему, зачем, почему вы стремитесь, расставьте доминанты, составьте прогноз. Умейте ясно видеть и составлять долговременные и оперативные планы, анализируйте и рассматривайте все возможные решения, учитесь верно рассчитывать силы и затраты, расставлять приоритеты.

Следите за новыми научными достижениями и практическими разработками в области менеджмента и социальной психологии, это поможет вам верно выстраивать стратегию в деятельности компании или в работе над проектом, поддерживать благоприятный климат в коллективе, в команде и развиваться самому как личности и руководителю.