Основная идея интернет магазина нумизматики завершающей части этой небольшой главы в том, что не стоит «жечь мосты». Ключевой фактор профессионального успеха любого специалиста, будь он предметный профессионал или управленец, — это его репутация в своей сфере деятельности, в своей отрасли. И складывается она во многом благодаря тому «сарафанному радио», информацию по которому будут распространять ваши бывшие коллеги.

Вы уже приложили много сил, чтобы стать настоящим профессионалом своего дела. И ваши сослуживцы (и начальники, и подчиненные) наверняка уже по достоинству это оценили. Не стоит же портить себе репутацию в последний момент мелочными склоками и резкими словами, о которых вы впоследствии можете пожалеть.

Уходить обидно всегда, причем неважно, кто именно был инициатором расставания. Уходя, вы оставляете в компании частичку души: знакомую обстановку, неоконченные дела, людей, с которыми успели сдружиться и сработаться. Этого всегда жаль. Но вы должны помнить постоянно: стояние на месте — это деградация. Если вы не будете развиваться, то быстро погрязнете в устаревших стереотипах. Скажите судьбе спасибо за тот опыт, который вы смогли приобрести в этой организации, и смело исследуйте новые профессиональные горизонты.

Мистер X: Каков, по-вашему, среднеоптимальный срок пребывания в одной организации, так чтобы и трудовую не испортить, и развиваться в карьерном и профессиональном смысле?

Я бы сказал, что более корректен вопрос о продолжительности работы в конкретном проекте, а не вообще в компании. Я, например, горжусь тем, что мои лучшие сотрудники работают вместе со мной уже много лет. Постоянно при этом развиваясь и не теряя интереса. Если компания периодически ставит перед сотрудником все более сложные задачи и не забывает при этом о соответствующей материальной компенсации, то работа в ней может быть практически бесконечной. Оптимальный же срок работы над одним проектом мне представляется приблизительно в 1,5- 3 года. Хотя он во многом зависит от особенностей проекта.

Быстрый рецепт

Уходить надо самому. И не в тот момент, когда уже запахло жареным, а чуть раньше. За 2-4 недели до того, когда, по вашим расчетам, начальство серьезно засомневается в легитимности вашего пребывания на обозначенной должности и адекватности ваших достижений вашей «финансовой компенсации». Я хотел бы тут помочь вам и указать несколько правил, руководствуясь которыми вы могли бы определить такой момент, но, к сожалению, понял, что подобных критериев в моем арсенале нет. Я хорошо знаю, как по моему поведению или по поведению моих коллег-управленцев, которых я консультирую, можно определить появление пристального (даже если оно скрытое) внимания к деятельности того или иного сотрудника. Однако, во-первых, это момент, когда уже относительно поздно, то есть жареным уже пахнет, а во-вторых, я пока не сумел выделить в нашем поведении общие черты, которые можно было бы использовать в качестве универсальных критериев. Так что пока справляйтесь сами, руководствуясь собственным опытом и интуицией. Если же вы захотите помочь мне в деле поиска ответа на этот вопрос, я жду ваших писем на This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it с описанием критериев, выведенных вами для ваших боссов.

Итак, вы приняли решение «делать ноги». Не думаю, что у вас возникнут серьезные проблемы с обоснованием мотивации ухода. Вы можете, к примеру, сказать, что очень уважаете их и их компанию, но вас позвали в организацию, где вы полнее сможете раскрыть свой суперпотенциал. Да и зарплату там предложили в полтора раза выше. Очень важно сразу же выразить готовность проработать все время, в разумных пределах (это те самые 1-3 недели, которые остались в запасе), необходимое для поиска вашей замены и качественной передачи дел. Еще лучше, если вы сразу же предложите руководству вариант замещения. Желательно, чтобы это был явно менее дорогой (вы говорите, что все отстроили, а простому исполнителю можно платить меньше) сотрудник, например один из ваших подчиненных. И чтобы он был на хорошем счету у начальства.

Для тех, кто пошел по «быстрому пути», по возможности меньшая «громкость» ухода гораздо важнее, чем для тех, кто пытается действительно заработать большие деньги. Чем тише вы уйдете, тем меньше людей в организации будут в курсе дела ваших «реальных» успехов. Благодаря искусственно созданной вами репутации вполне успешного профессионала многие из ваших, уже бывших, сослуживцев решат, что вы просто «не сработались» с начальством, и в будущем с удовольствием будут рекомендовать вас своим партнерам. Своих непосредственных подчиненных и начальство вы всегда можете за глаза обвинить в пристрастности. Учитывая весомость вашего резюме, их даже вполне справедливые нападки на качество вашей работы будут выглядеть явным «перебором», и ваш будущий работодатель скорее всего решит, что это явно эмоции, а не реальная оценка вашей работы.