Итак, позиционироваться необходимо как можно более четко и «узко». Не забывая при этом о том, что узость имеет свои отрицательные стороны: чем уже специальность, тем уже рынок и тем сложнее найти работу. И время от времени пересматривая формулировку своего позиционирования. Следующий вопрос, на который вам нужно себе ответить: в чем именно, в какой деятельности и профессии вы будете специализироваться. Опять нужно выбирать. На мой взгляд, это самый важный для деловой карьеры выбор. «Правильность» этого выбора будет определять размер вашего заработка в течение многих лет. Хотя степеней свободы на самом деле не так много. Реально у вас есть только три варианта.

1. Вы можете последовать за потребностями рынка и попытаться угадать, какая из доступных вам специализаций будет максимально востребована в ближайшие 5-10 лет. Сразу скажу, что угадать это в современных условиях практически нереально. А если вы сможете это сделать, то вам надо работать на бирже или идти в стратегические аналитики.

2. Можно остановить свой выбор на той профессии, которая у вас есть уже сейчас. Опросите нескольких своих сослуживцев, профессионалом в какой области они вас считают, и вы узнаете, какая специализация у вас уже есть. И в дальнейшем просто четко ее придерживайтесь.

3. Этот выбор — самый сложный. И самый высокооплачиваемый. И формулируется он очень просто: сделайте своей работой сушильные шкафы для одежды, свое хобби. Зарабатывайте тем, что дарит вам радость. Что зажигает в вашем сердце огонь творчества и что вы считаете действительно СВОИМ делом, делом своей жизни. Энергия, которую вы будете получать от одного того, что занимаетесь любимым делом, позволит вам стать лучшим в своей узкой специализации, мастером. Хотя, конечно, если человек превращает свое хобби в работу, то существует опасность потерять ту искру, которая высекалась раньше.

Вы уже наверняка поняли из моих слов, что я настоятельно рекомендую вам следовать не за своим разумом (выборы 1 и 2), а за сердцем (выбор 3). Если вы читаете эту книгу, то, я уверен, вы уже имеете достаточно внушительный рабочий стаж, поработали уже на нескольких «работах» и попробовали себя уже в нескольких профессиях. То есть знаете себя и свои интересы достаточно хорошо. Значит, вы готовы к выбору сердцем.

Если вы решитесь на то, чтобы стать действительно высокооплачиваемым (или даже ОЧЕНЬ высокооплачиваемым) специалистом и решитесь сделать выбор в сторону жесткой специализации, обязательно запишите в явном виде, как вы теперь будете себя позиционировать. Это позволит вам четче понять свою «позиционирующую» идею и поможет вам «держать фокус» — следовать своей специализации, не тратя сил на отклонения в сторону.

Со временем, более глубоко проникая в тему, вы сможете корректировать получившуюся формулировку. Причем скорее всего эта корректировка будет вызвана тем, что вы будете определять свою специализацию все уже и уже.

Давайте посмотрим, например, какие варианты специализации могут быть у IТ-специалиста. Он может быть «программистом» или «системным администратором». Системные администраторы в последнее время все четче делятся на «виндоусистов» и «юниксоидов». Системный администратор (естественно, только в тех компаниях, где системных администраторов несколько) может также специализироваться на устойчивой работе железа, на сетях, на обеспечении связи (телефон, Интернет и др.), на обеспечении безопасности.

Мистер X: А я встречал «сисов», которые специализировались на работе с оборудованием только одного конкретного поставщика (например, CISCO или 3COM).

Тоже вариант. Пусть рынок таких специалистов и не очень большой, но те, кому нужны именно такие ребята, думаю, готовы выложить за них очень приличные деньги. Честно говоря, специализироваться в IT-сфере можно практически на чем угодно. Можно быть специалистом в обычном Ехсеlе и при этом зарабатывать несколько тысяч долларов в месяц. Правда, для этого нужно действительно специализироваться именно на этой программе и знать ее досконально. Если вы такой специалист, я с удовольствием приглашу вас провести с сотрудниками нашей фирмы несколько тренингов.

Быстрый рецепт

Быстрый рецепт личного обогащения за счет индивидуального позиционирования достаточно прост: нужно предложить себя работодателю в том качестве, в котором он нуждается больше всего и за которое он выложит максимально большое количество денег. Естественно, для этого придется собрать об организации кое-какую информацию и сделать соответствующие выводы. Зато и награда будет высока. Если правильно угадать, какой именно специалист сейчас позарез требуется данной организации (выгода будет максимальна, если целиться на топ-менеджерские должности), то, позиционируясь именно таким способом, можно будет обеспечить себя весьма высоким окладом на срок до 6 месяцев (среднее время, за которое обычно становится понятно, что собой реально представляет топ-менеджер), а в «вялых» организациях можно продержаться даже год и больше. Провернуть данную операцию будет тем легче, чем дольше организация ищет подобного специалиста. Часто доходит до смешного: промучив в течение нескольких месяцев десятки соискателей на многочисленных собеседованиях и тестах, измотанный руководитель может просто махнуть рукой на все процедуры и принять решение о вашем найме только на основании грамотно составленного резюме (см. следующий раздел) и/или пятиминутного собеседования.