Первые дни новой работы

Власть руководителя всегда ограничивается тем, до какой степени лица, получающие от него приказы, согласны выполнять их.

Честер Барнард

Как стать своим

Чтобы стать своим, нужно перестать быть чужим. Самое главное, с чего вам следует начать, — это понимание причины, которая порождает отторжение любого новичка в коллективе, особенно если новичок — руководитель или серьезный специалист. Социологией управления установлено, что истоки агрессивного поведения по отношению к любому новичку кроются в страхе. Его просто боятся, как боятся всего неизвестного. Поэтому первую неделю в новой должности вы должны посвятить преодолению этой стены отчуждения и страха. К счастью, это хоть и тяжело, но возможно.

Ключевой «страхообразующий» фактор — неизвестность. Вы наверняка знаете, что больше всего человека пугает не конкретная опасность, а неизвестность, и все «сильные» фильмы и рассказы ужасов строятся именно по принципу неопределенности угрозы.

Чтобы ликвидировать неизвестность и перестать быть «чужим» для коллектива, надо удовлетворить, на достаточном для этой цели уровне, существующий информационный голод. Для этого есть несколько путей. Можно «случайно» свое развернутое резюме вместе с другими бумагами передать секретарю, можно дать кому-нибудь, например своему заму, ссылку на личную страничку в Интернете (если таковая имеется), можно просто рассказать историю своей жизни кому-либо из подчиненных или сослуживцев в приватной беседе. Главное — не рассказывать всего, оставить как можно больше места для тайны (тайна должна заключаться не в том, какое направление решения организационных проблем вы изберете, а исключительно в отношении каких-то элементов вашей биографии), ведь такой рассказ — основа для появления мифа (см. ниже).

Самым эффективным алгоритмом преодоления первичного страха я считаю грамотное использование посредника. Оптимально, чтобы роль такого посредника исполнял человек, пришедший в организацию вместе с вами умеющий подобрать матрас, например в составе вашей команды. Задача этого посредника — путем личных бесед с другими членами организации развеять, до определенной степени, ореол неизвестности вокруг вашей персоны и донести до «благодарных слушателей» основную «харизмообразующую» информацию. Будет логично, если схожую услугу ему окажете и вы.

Мистер X: Но человек из вашей команды — тоже новичок. Будут ли к нему прислушиваться?

Здесь сработает фактор новизны. Новый человек всегда интригует и вызывает дополнительный интерес. Спрашивать его о чем-то напрямую обычно считается не совсем тактичным. Да и доверять информации, полученной «из первых рук», не всегда можно. А вот расспросить об одном «новичке» другого «новичка» будет очевидным решением этого противоречия. Впрочем, если рассказать о вас сможет один из заслуженных сотрудников компании (вы, например, когда-то работали вместе или тесно сотрудничали), то это будет еще лучше.